

Что такое баланс в искусстве и как он применяется? В чем разница между симметричным балансом и асимметричным балансом в искусстве? Как один из принципов искусства, при правильном использовании баланса, произведения искусства кажутся более визуально устойчивыми. Давайте узнаем больше об этой концепции, исследуя баланс в художественных примерах и более глубокое объяснение того, как она эффективно используется художниками.
Для чего используется баланс в искусстве?
Применение различных элементов искусства, таких как текстура, линия, форма и цвет, при создании произведений искусства таким образом, чтобы обеспечить визуальную стабильность, называется балансом в искусстве. Баланс, вместе с пропорцией, единством, акцентом и ритмом, является одним из принципов искусства, используемых для организации структурных элементов произведения искусства. В общих чертах, равновесие относится к равновесию различных элементов. В искусстве, однако, баланс не всегда может означать полное визуальное или даже физическое равновесие элементов вокруг центральной точки композиции, вместо этого ссылаясь на конфигурацию форм, которая вызывает восприятие баланса у зрителей.
«Шахматная доска и игральные карты» Хуана Гриса (1915); Хуан Грис, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
В искусстве равновесие различных частей достигается объединением противоположных сил. Баланс является одним из важнейших строительных элементов визуальных образов и добавляет им эстетической силы. Баланс можно разделить на несколько категорий.
Как мы воспринимаем баланс в искусстве
Чтобы оценить значение баланса в искусстве, мы должны применить ту же логику, которую мы используем, когда видим трехмерный объект. Трехмерная структура, которая не сбалансирована должным образом, скорее всего, опрокинется. Рисуя двухмерные изображения на плоской поверхности, мы должны опираться на собственное восприятие размерности и равновесия. Мы должны использовать ту же аналогию, что и с реальным объектом, но с одним исключением. Хотя трехмерные предметы легко оценить на предмет баланса, потому что они занимают ту же плоскость, что и мы, ощущение равновесия в современном искусстве, особенно в искусстве, созданном на плоских поверхностях, проистекает из сочетания цвета, линии и формы.
Если мы проанализируем баланс физических предметов в соответствии с распределением их массы, то же самое относится и к искусству, только распределение веса теперь визуальное, а не физическое.
«Вид домов в Делфте или Маленькая улица» Иоганна Вермеера (между ок. 1657 и 1658 гг.); Йоханнес Вермеер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
При установлении баланса в двухмерных произведениях искусства дизайнеры и художники должны проявлять осторожность при распределении веса на различные компоненты в своих работах, так как слишком большое внимание уделяется одному аспекту или их коллекции может привлечь внимание зрителей только к этому элементу, оставляя другие непризнанными. Например, рентгеновские снимки картины Иоганна Вермеера «Маленькая улица» показали, что первоначально он поместил стоящую женскую фигуру справа от переулка, но удалил ее, когда она нарушила баланс композиции. Независимо от среды, баланс жизненно важен, потому что он добавляет визуальный ритм, гармонию и согласованность произведениям искусства и подтверждает его целостность.
Виды равновесия в искусстве
Принцип искусства, известный как баланс, можно сгруппировать в несколько типов. Наиболее часто используемыми типами являются симметричный, асимметричный и радиальный баланс. В этой статье мы сосредоточимся на этом принципе значимости искусства, рассмотрев баланс в художественных примерах, взятых в основном из современного и современного искусства.
Симметричный баланс в искусстве
Симметричный баланс устанавливается путем присвоения одинакового веса компонентам по всей центральной точке композиции. Эта центральная точка может быть вертикальной, горизонтальной или диагональной. Это приводит к зеркальному или повторяющемуся изображению, которое будет казаться идеально сбалансированным. Симметрия по своей сути привлекательна — например, мы запрограммированы на то, чтобы любить симметрию лица. Независимо от того, связано ли это с тем, что эволюционная теория говорит нам искать здорового партнера, или просто потому, что мы предпочитаем устанавливать порядок в неорганизованной и непредсказуемой среде, очевидно, что симметричные образы более привлекательны для человеческого глаза.
Хотя симметричный баланс привлекателен и желателен, он также повсеместно распространен в визуальной культуре, а это означает, что симметричные изображения могут принимать визуальный эквивалент белого шума. Подумайте о том, чтобы добавить отличительную черту к симметричному изображению, например контрастный оттенок на одной стороне дизайна. Это привлечет внимание аудитории и сделает изображение интересным.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (ок. 1492); Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (1490) является иллюстрацией произведения искусства, в котором эффективно используется симметричный баланс. Тело мужчины находится в центре изображения, а его ноги и руки равномерно вытянуты во всех направлениях. Окружающий квадрат и круг также идеально симметричны. Использование симметричного баланса в этом произведении искусства создает ощущение гармонии и прочности. Фигура кажется хорошо сбалансированной и управляет своим окружением. Математическая правильность дизайна, которая представляет интерес да Винчи к связи между наукой и искусством, усиливает это впечатление симметрии.
Асимметричный баланс в искусстве
Асимметричный баланс возникает, когда различные особенности дизайна различны, но кажутся сбалансированными, потому что они одинаково взвешены. Может быть два основных компонента одинакового веса, но разных форм, или один более крупный и тяжелый компонент, уравновешенный двумя меньшими точками фокусировки. Асимметричный баланс, особенно по сравнению с симметрией, может генерировать изображения с разной степенью красоты, но они, как правило, создают более интригующие динамические образы. По сравнению с симметрией, совершенствование асимметричного баланса требует немного больше экспериментов и опыта. Конечным эффектом, однако, могут быть образы, которые кажутся очень современными, яркими и увлекательными.
«Жокей» Анри де Тулуз-Лотрека (1899); Анри де Тулуз-Лотрек, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Асимметрия больше соответствует необычной энергии 1960-х годов, чем успокаивающей точности 1950-х годов. Оба десятилетия обладают отличительными дизайнерскими качествами, но визуальные эффекты, которые кажутся немного необычными, более привлекательны и бодрят. Быть авантюрным и творческим с цветом, масштабом и формой объектов в дизайне необходимо для достижения асимметричного баланса. Поскольку визуальный образ не симметричен, цель состоит в том, чтобы держать глаз сфокусированным, в то же время поощряя общее чувство равновесия. Если две пьесы слишком похожи, они рискуют быть воспринятыми как плохо исполненное воспроизведение симметричного баланса.
Для сильного контраста попробуйте увеличить масштаб одного элемента, резко уменьшив другие, или использовать более яркие цвета на небольших элементах, чтобы он чувствовал себя одинаково сбалансированным с более крупными и тусклыми частями. Расстояние также может способствовать асимметричному балансу. Существенная, более тяжелая деталь, которая кажется немного дальше от меньшего, легкого компонента, придаст всему изображению ощущение завершенности. Расстояние не позволяет меньшему элементу стать подавляющим, что приводит к живому и сбалансированному дизайну.
«Большая волна у Канагавы» (1831) Кацусики Хокусая является примером асимметричного баланса в действии. Композиция этой гравюры на дереве не полностью симметрична, а вместо этого создает драматическое напряжение между компонентами. С его мощными диагональными линиями и восходящей формой огромная волна спереди доминирует в композиции, в то время как гора Фудзи на заднем плане обеспечивает противовес своей более фиксированной и устойчивой формой. Неравномерное равновесие передает движение и интенсивность, как будто наблюдатель втягивается в разбивающиеся волны. В то же время, несмотря на хаотичную тематику, равновесие между волной и горой Фудзи придает аранжировке ощущение гармонии и стабильности.
«Большая волна у Канагавы» Кацусики Хокусая (1831); Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Радиальное равновесие в искусстве
Рябь воды, внутренности ракушек и солнечные лучи оказывают завораживающее, расслабляющее действие. Радиальный баланс используется в этих произведениях искусства, чтобы направить внимание зрителя на первичный фокус. Элементы равномерно расходятся от середины, в результате чего получается сбалансированный, расслабляющий дизайн. Годичные кольца деревьев, водовороты и лепестки цветов — все это проявления этого прекрасного типа баланса, который естественным образом возникает в окружающей среде.
Спирали — это самый простой подход к установлению радиального равновесия в графическом дизайне, и их также можно использовать, чтобы направить внимание глаза на фокус произведения искусства.
Например, чтобы привлечь внимание клиентов к сделке или событию, маркетинговые листовки и баннеры событий часто включают радиальный баланс в свой дизайн. Фотографии цветов и растений крупным планом в фотографии часто показывают врожденное радиальное равновесие, создавая спокойные и естественно привлекательные фотографии. Иллюстраторы могут создавать свои собственные спиральные изображения, которые демонстрируют радиальный баланс, с циклическими оптическими иллюзиями, усиливающими завораживающие эффекты.
Тибетские монахи создают священную песчаную мандалу Зеленой Тары в 2017 году; Фестиваль вероисповеданий из Луисвилля, США
Мандала, духовный символ в нескольких восточных религиях, является примером произведения искусства, которое успешно включает радиальный баланс в искусство. Композиция мандалы структурирована по кругу, с повторяющимися частями, распространяющимися от центральной точки. Каждый элемент дизайна, как правило, чрезвычайно симметричен, повторяя другие вокруг фокуса. Использование радиальной балансировки в мандале создает впечатление равновесия и гармонии, а повторяющиеся части и симметричный дизайн создают ощущение сплоченности и целостности. Взгляд зрителя направлен в середину композиции, где обычно располагаются наиболее важные элементы.
Кристаллографическое равновесие в искусстве
Придание всем элементам равного веса приводит к кристаллографическому балансу. Вместо точно симметричного дизайна результатом является своего рода сбалансированный беспорядок, в котором многие компоненты объединяются, образуя единое целое. Зритель убеждается в том, что кристаллографическое изображение гармонично, даже если в нем может быть много разных и неправильных элементов, так как глаз не может сфокусироваться на определенной области изображения. Перегружая дизайн разнообразными элементами, вы можете установить своего рода мозаичное равновесие в своих работах. Минималистичные макеты позволят глазу идентифицировать конкретные элементы, уменьшая эффект. Можно также попробовать поэкспериментировать с размером и пропорциями.
«Воскресение мертвых и обреченные ведут в ад» (фрагмент «Страшного суда») последователя Иеронима Босха (между 1500 и 1525 годами); Последователь Иеронима Босха, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
При интеграции в сложную мозаичную композицию немного большие кусочки не пересилят меньшие. На самом деле, беспорядочное расположение частей неправильного размера может сделать изображение более привлекательным и органичным. Вы также можете выбрать цветовую схему, которая сопоставима или дополняет друг друга, чтобы сделать различные элементы более сбалансированными. Примером кристаллографического баланса в искусстве могут служить картины Джексона Поллока, знаменитого абстрактного экспрессиониста.
Среди многих других, его работа «Осенний ритм: номер 30» (1950) иллюстрирует его фирменный подход к живописи действия, состоящий из различных пигментов, разбрызганных и разбросанных по холсту. Когда мы смотрим на работы Поллока, наш взгляд притягивается ко всей области, которая переполнена цветом и линиями. Несмотря на то, что его искусство хаотично и разнообразно, общее воздействие представляет собой мирную и однородную целостность. Для создания кристаллографического эффекта используйте отдельные или похожие компоненты, а затем дублируйте их. Поскольку эти изображения обычно рассматриваются глазом как фоновый шум, они хорошо функционируют в качестве фона и фона для более значительных визуальных эффектов или текста. Нет очевидного фокуса, и кажущийся хаос его работ порождает сбалансированный эффект.
«Номер один» («Лавандовый туман») Джексона Поллока (1950); Джексон Поллок
Это охватывает наш взгляд на один из принципов искусства, необходимых для создания всестороннего произведения искусства. Баланс в искусстве включает в себя расположение компонентов таким образом, чтобы наблюдатель получал чувство равновесия от произведения искусства. Тем не менее, при создании скульптур учитывается как их визуальный, так и физический вес для достижения чувства равновесия. Когда люди говорят о балансе в искусстве, они имеют в виду использование творческих элементов при создании произведения искусства, которое создает визуальную стабильность. Важно достичь баланса в искусстве, чтобы одна сторона произведения искусства не казалась тяжелее или легче другой. При правильном применении баланса произведение искусства будет выглядеть более последовательным, стабильным и эстетичным для ваших зрителей.
Часто задаваемые вопросы
Что такое баланс в искусстве и какие бывают виды?
Подобно тому, как объект в реальной жизни должен быть сбалансирован, чтобы он не упал, любое произведение искусства также должно передавать чувство равновесия. Без веса, связанного с физическими произведениями искусства, такими как скульптуры, нам нужно найти другие способы взвешивания различных элементов в визуальном произведении. Существуют также различные типы баланса, которые можно применить к своему искусству, такие как симметричный баланс, кристаллографический баланс, радиальный баланс и асимметричный баланс в искусстве. При правильном использовании баланса произведения искусства, подобные вашему, в кратчайшие сроки начнут выглядеть более профессионально.
Что такое асимметричный баланс в искусстве?
Асимметричный баланс - это своего рода визуальный баланс в искусстве, в котором части композиции не распределены равномерно по обе стороны от центральной оси. Произведение искусства сбалансировано, не полагаясь на симметрию. Асимметричный баланс подчеркивает визуальный вес предметов, а не их реальные размеры или форму. Это указывает на то, что если маленький объект на одной стороне дизайна имеет больший визуальный вес, он может уравновесить больший объект на противоположной стороне. Когда взгляд притягивается к частям, которые не распределены должным образом, асимметричный баланс может создать ощущение движения, энергии или интриги в произведении искусства.