Пропорции и масштаб в искусстве

Что такое пропорции в искусстве и для чего используется масштаб в искусстве? Пропорции и масштаб в искусстве относятся к размещению и размеру различных элементов произведения искусства по отношению друг к другу и зрителю. Определяемые как принципы искусства, пропорции и масштабы добавляют к общей гармонии или выразительности произведения искусства. Давайте рассмотрим определение обоих этих понятий, а также рассмотрим несколько пропорций в художественных примерах и несколько масштабов в художественных примерах.


Понимание пропорций и масштаба в искусстве

Хотя обе концепции очень похожи, есть фундаментальное различие, которое поможет вам более четко понять обе концепции. Если у вас есть два человека в произведении, и один взрослый, а другой ребенок, то они должны отличаться по размеру относительно друг друга — это масштаб. Если у вас есть один человек, то различные конечности и черты должны быть правильного размера относительно друг друга - то есть пропорции.

В искусстве объект часто называют «целым» — когда два целых отличаются размерами, то они различаются по масштабу. В то время как в пропорции все элементы в целом имеют правильный размер относительно друг друга.

Масштаб также может относиться к фактическому масштабу произведения искусства относительно зрителя. Играя с масштабом и пропорциями, художник может вызвать широкий спектр реакций зрителей на произведение искусства. Масштабом и пропорциями также можно манипулировать, чтобы целенаправленно исказить элементы, чтобы передать идеи или чувства.

Определения пропорций и масштаба в искусствеЖенщина, смотрящая на «Искусство живописи» Иоганна Вермеера (ок. 1666 г.); Петр Иловецкий из Польши

Что такое пропорция в искусстве?

Как мы уже упоминали, как один из принципов искусства, пропорция определяет различные размерные отношения элементов внутри объекта (целого) произведения искусства. В искусстве существует несколько различных типов пропорций: стандартная, иерархическая, преувеличенная и измененная пропорция. Давайте теперь подробнее рассмотрим каждый из этих типов пропорций в искусстве.

Стандартная пропорция

Стандартная пропорция — это пропорция, в которой художник применяет, казалось бы, правильные пропорции и размеры для определенной фигуры на изображении. Идея стандартной пропорции является предметом многочисленных споров, и некоторые художники ставят под сомнение существование такой вещи в первую очередь. Возьмем, к примеру, человеческое тело; Редко можно найти двух людей, которые измеряют одинаково во всех областях своего тела. Зачем пытаться стандартизировать пропорции человеческого тела в искусстве, если такого нет?

Что такое стандартные пропорции в искусствеРисунок лица с примечаниями о пропорциях Леонардо да Винчи (1489-1490); Я, Люк Виатур, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Различные исследования человеческих предпочтений показали, что независимо от культуры, люди, по-видимому, предпочитают лица и типы телосложения, которые соответствуют средней норме. Другими словами, черты не должны быть значительно больше или меньше нормы, а также не должны быть асимметричными. В этом смысле набор пропорций, которые, скорее всего, будут считаться сбалансированными, состоит из наиболее среднего масштабированного набора признаков относительно друг друга. В результате, по-видимому, существует стандартный набор человеческих пропорций, по которым мы по своей природе судим о реальных и воображаемых людях, которых мы видим.

Художник будет использовать стандартные пропорции, чтобы добиться ощущения спокойствия и универсальности. Он будет менее подходящим для вызова смятения, драмы или представлений о конкретных людях и их психологических состояниях.

Иерархическая пропорция

Иерархическая пропорция отличается от вышеупомянутой стандартной пропорции тем, что различные аспекты произведения искусства масштабируются в порядке убывания значимости. В результате наиболее значимые элементы изображения будут больше и заметнее, чем менее важные элементы. Использование иерархической шкалы хорошо работает в работах, где определенные элементы должны быть подчеркнуты больше, чем другие.

Художники в различных древних культурах часто изображали богов, правителей и королей значительно больше, чем обычные люди, изображая их в одной и той же сцене.

Иерархическая пропорция в искусствеАпофеоз Гомера Архелая Приенского (225-205 гг. до н.э.). Обратите внимание, насколько меньше людей, совершающих жертвоприношение, по сравнению с обожествленным поэтом и богами;

Преувеличенная пропорция

Преувеличенные пропорции часто характеризуются как «непропорциональные». Этот термин относится к произведению искусства, в котором два элемента имеют размеры, которые не отражают их взаимосвязь. Например, человеческая голова, изображенная в четыре раза больше обычного, значительно раздута, но это может быть полезно для передачи смысла рисунка наблюдателю.

Древняя шумерская скульптура, например, включала вотивные фигуры, подаренные богам, которые известны своими невероятно большими глазами.

Преувеличенная пропорция в искусствеШумерский мужчина-верующий, посвященный Эшнунне (2750−2600 гг. до н.э.); Розаманиакос из Пекина (родного города)

Измененная пропорция

Намеренное искажение или преувеличение относительного размера, формы или расположения отдельных элементов в художественном произведении называется измененной пропорцией в искусстве. Этот стиль можно использовать, чтобы добавить драматизма и интенсивности композиции. На протяжении всей истории художники использовали измененные пропорции несколькими способами.

Древнеегипетское искусство предпочитало изображать людей и богов с головами и ногами в профиль и туловищем спереди, создавая ощущение равновесия и уравновешенности.

Измененная пропорция в искусствеРасписной рельеф из гробницы Аменемхета и Хемета (между 1976 и 1794 годами до нашей эры); Чикагский институт искусств, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пропорции в художественных примерах

Даже если вы собираетесь создавать произведения искусства, которые бросают вызов некоторым пропорциональным принципам, вы не сможете сделать это эффективно, пока сначала не изучите правила. Когда дело доходит до живописи и других видов искусства, сначала необходимо понять, как правильно применять пропорции. При рисовании реалистичных предметов пропорции необходимо тщательно просчитывать, чтобы изображение выглядело более естественным.

С открытием пропорций художники поняли, что они делали неправильно. Неправильные пропорции на заднем плане и между элементами создают искаженную линейную перспективу, придавая их картинам искаженное впечатление расстояния. По иронии судьбы, создание иллюзии реализма требует большой степени визуальных манипуляций.

Для современных зрителей скульптура классического греческого периода кажется очень натуралистичной и часто восхваляется как первый пример реализма в развитии искусства. Тем не менее, классический стиль был основан на изменении пропорций человеческого тела, чтобы создать полностью идеализированную его версию. Например, так называемые бронзы Риаче (460-450 гг. до н.э.) кажутся удивительно реалистичными изображениями взрослых мужчин. Тем не менее, анатомы указали на особенности, которые были изменены за пределами того, что анатомически возможно.

Идеализированная пропорция в искусствеБронза Риаче (460-450 гг. до н.э.)

Такие изменения были внесены для достижения более визуально гармоничного внешнего вида. Мы знаем это, потому что древние теоретики разработали математические модели, основанные на том, что они называли «золотой серединой», чтобы получить идеальный набор человеческих пропорций. Один легендарный скульптор был описан как создающий работу, основанную на наблюдениях за несколькими моделями, каждая из которых обладала идеальным примером определенной черты, чтобы объединить ее в образ идеальной женщины.

Эта одержимость возникла из-за древнегреческой ассоциации физической красоты с моральной прямотой. Слово калос относилось не только к физическому совершенству, но и ко всему, что можно считать хорошим, желательным и полезным.

Напротив, такие движения, как экспрессионизм, использовали четко идентифицируемые изменения в пропорциях для передачи эмоций и идей. Например, в «Автопортрете Эгона Шиле «Гримаса» (1910) художник изобразил себя обнаженным. Его физические пропорции явно были изменены преувеличениями специфических черт. Использование линий и мазков еще больше подчеркивает запутанное тело, отражая сложное психологическое состояние. Хотя это использование намеренно искаженных пропорций является особенностью модернизма, его предшественников можно увидеть в работах таких художников, как Эль Греко (1541-1614) и Иероним Босх (ок. 1450-1516).

Искаженные пропорции в искусстве«Автопортрет, гримаса» Эгона Шиле (1910); Эгон Шиле, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Что такое масштаб в искусстве?

Размер объекта пропорционально его окружающей среде или по сравнению с другими компонентами в той же композиции называется масштабом в искусстве. Это может относиться либо к фактическому размеру произведения искусства, либо к размеру кусочков внутри произведения искусства. Масштаб используется художниками по-разному для достижения различных эффектов и выражения различных идей. Художник, например, может использовать большой масштаб, чтобы создать ощущение величия и монументальности или подчеркнуть значимость конкретного предмета или человека.

Что такое масштаб в искусстве«Женщина, позирующая перед «Пересекая пути» Сьюарда Джонсона (2011); Tomwsulcer, CC0, через Wikimedia Commons

Художник, с другой стороны, может использовать небольшой масштаб, чтобы создать близость или привлечь внимание к незначительным деталям.

Масштаб может быть дополнительно использован для придания глубины композиции или для представления пространственных отношений. Художник может использовать уменьшающийся размер, чтобы создать ощущение расстояния, или перекрывать масштабы, чтобы представить слои или плоскости внутри картины. От картин и скульптур до архитектуры и инсталляции, масштаб является основным элементом во всех видах визуального искусства. Художники могут создавать широкий спектр визуальных эффектов и привлекать аудиторию новыми и удивительными способами, просто играя с масштабом. В искусстве выделяют три типа масштаба: актуальный, относительный и репрезентативный.

Актуальный масштаб в искусстве

Размер изображения предметного произведения искусства по отношению к его фактическому размеру называется его фактическим масштабом. Например, статуя человеческой фигуры в натуральную величину сделана в реальном масштабе. Фактический масштаб может быть использован в искусстве, чтобы дать ощущение реализма, сделав работу прямым воспроизведением ее реального предмета.

Актуальный масштаб в искусствеЯкоб Корнелис ван Остсанен пишет портрет своей жены работы Дирка Якобса (1550); Дирк Якобс., Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Относительный масштаб в искусстве

Относительный масштаб — это метод создания и определения пространственного положения фигуры или объекта в трехмерной плоскости изображения. Предметы или люди, которые находятся дальше, становятся меньше по размеру, чем те, которые находятся ближе к наблюдателю. А предметы или фигуры, которые находятся ближе, изображаются крупнее. Таким образом, относительный размер объекта или фигуры создает видимость пространства на плоской 2D-визуальной плоскости.

Относительный масштаб в искусствеПейзаж с падением Икара, приписываемый Питеру Брейгелю Старшему (между ок. 1555 и 1558 гг.); Возможно, Питер Брейгель Старший, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Репрезентативная шкала в искусстве

Применение пропорций и размеров в произведениях искусства, которые правильно представляют относительный размер вещей и фигур в реальном мире, называется репрезентативной шкалой в искусстве. Это означает, что масштаб предметов и людей в произведении искусства должен быть относительно точным к их реальному размеру, когда они показаны относительно друг друга.

Репрезентативная шкала в искусстве«Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» Хуана Санчеса Котана (1602); Хуан Санчес Котан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Например, если художник создает портрет, он может использовать репрезентативный масштаб, чтобы гарантировать, что размер головы, туловища и конечностей человека пропорционален реальным размерам человека. Это не было бы репрезентативным масштабом, если бы художник нарисовал голову человека слишком большой или слишком маленькой по сравнению с его телом.

Масштаб в художественных примерах

Масштаб также влияет на наше впечатление о перспективе. Когда объекты имеют соответствующий размер по отношению к перспективе, картина кажется трехмерной. Например, в пейзаже размер между далекой горой и деревом впереди должен представлять точку зрения аудитории.

Дерево на самом деле не такое массивное, как гора, но из-за того, что оно находится ближе к наблюдателю, оно кажется намного больше. Если бы гора и дерево были их фактическими размерами, изображению не хватало бы глубины, что является одним из качеств, определяющих выдающиеся пейзажи.

Одним из примеров масштаба в искусстве является портрет Арнольфини (1434) Яна ван Эйка. Ван Эйк использует масштаб, чтобы создать ощущение глубины и перспективы в этом произведении искусства. Фигуры на изображении показаны пропорционально их реальному размеру, а их расположение по отношению к другим объектам в комнате создает ощущение пространственной глубины.

Примеры масштаба в искусстве«Портрет Арнольфини» работы Яна ван Эйка (1434); Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Фактический размер произведения искусства относительно зрителя также может оказать существенное влияние на его восприятие и понимание. Скульптор-гиперреалист Рон Мюек, например, сочетает исключительно детальное наблюдение за своими предметами с массовым масштабом. В результате получилось произведение искусства, в котором реальность сочетается с фантазией, чтобы позволить зрителю увидеть предмет таким образом, чтобы это было одновременно убедительно и нервирующе.

Скульптура Мюка «Маска II» (2001-2002) развивает это взаимодействие еще дальше, когда то, что кажется монументальным лицом спящего человека, оказывается хлипкой маской.

Масштаб негабаритных иллюстраций«Маска II» Рона Мьюка (2001-2002); Пол Хадсон из Великобритании, через Wikimedia Commons

Напротив, испанский скульптор Исаак Кордаль создает миниатюрные фигуры, участвующие в различных мероприятиях, которые он устанавливает в общественных местах. Например, в фильме «Соседи» (2016) представлен набор крошечных железных балюстрад с перилами, установленных сбоку жилого дома. Некоторые из маленьких балконов заняты маленькими мужчинами, которые либо разговаривают по мобильным телефонам, либо заняты своими мыслями, вызывая чувство изоляции вместо совместной жизни. Cordal работает в миниатюре, чтобы вознаградить тех, кто все еще уделяет пристальное внимание своему физическому окружению, вместо того, чтобы уходить в виртуальные миры.

Масштаб миниатюрных произведений искусства«Деталь от соседей» (2016) Исаака Кордала); Campeones 2008, через Wikimedia Commons

Значение пропорций и масштаба в искусстве

Пропорции и масштаб важны в искусстве, потому что они способствуют ощущению гармонии, баланса и визуальной привлекательности композиции. Чтобы изобразить чувство реализма, пропорции человеческого тела или здания должны быть реалистичными. Неправильные пропорции могут привести к тому, что произведение искусства будет выглядеть искаженным или неестественным, отвлекая внимание от его общего воздействия.

Художники могут создать ощущение напряжения, акцента или даже юмора, регулируя масштаб. Маленький предмет, например, можно сделать так, чтобы он выглядел больше, чем жизнь, вызывая ощущение благоговения или благоговения.

С другой стороны, массивный предмет можно сделать маленьким и несущественным, создавая ощущение комедии или иронии. Они также полезны для создания ощущения глубины, когда объекты на переднем плане отличаются по размеру от объектов на заднем плане.

Объединяющая нить между пропорциями и масштабом заключается в том, что они оба имеют дело с размером. Вы должны иметь в виду две вещи: соединение и размер. Масштаб - это размерная связь между одной фигурой и другой фигурой или другими элементами в произведении искусства. Пропорция - это соотношение размеров между одной частью объекта и другим элементом того же объекта.

Часто задаваемые вопросы

Что такое пропорция в искусстве?

В искусстве пропорция относится к связи между размерами отдельных частей в конкретном объекте в композиции, а также к тому, как эти размеры соотносятся друг с другом и с общим размером произведения. Он связан с относительными пропорциями и размещением различных аспектов произведения искусства, а также с тем, как они дополняют общую эстетику произведения. В искусстве пропорции часто используются для передачи чувства реализма.

Что такое масштаб в искусстве?

Масштаб можно использовать для придания сцене глубины и пространства. В пейзажной живописи художник может использовать масштаб, чтобы создать впечатление перспективы, делая элементы на переднем плане больше, чем на заднем плане. Можно также намеренно исказить масштаб вещей в композиции для художественного воздействия, например, заставить маленький объект казаться больше, чем жизнь, или большой объект казаться маленьким и несущественным.